Схема описания моделей ученического самоуправления
(составила Шаповалова Н.А., методист кабинета проблем воспитания по материалам Прутченкова А.А.)
При описании моделей ученического самоуправления раскрываются:
Внутренняя структура модели представлена системой блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.
1.1. Блок целеполагания – это формулировка цели и основных задач, которые решаются данной моделью с помощью самоуправления, а также ценностные ориентации и идеологию, заложенную в модели.
1.2. Позиционный блок – это общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогически и родительским самоуправлением.
1.3. Организационный блок – это выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня.
1.4. Нормативно-правовой блок – дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего, это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.
1.5. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
1.6. Технологической блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.
II. Внешние атрибуты модели
В число внешних атрибутов модели включены: система критериев, позволяющих описать качество модели, система критериев оценки эффективности ее функционирования, а также описание механизма управления и условий эффективного функционирования модели.
2.1. Критерии оценки качества модели – это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию (статический аспект).
2.2. Критерии оценки эффективности функционирования модели – это система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования (динамический аспект), в том числе: накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного).
2.3. Управление моделью – это описание основных этапов управленческого цикла (анализ, планирование, реализации, коррекция, оценка), реализуемых субъектом управления моделью.
2.4. Условия эффективного функционирования модели – это описание социально-психологических и педагогических условий необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью.
III. Динамика развития модели
Динамика развития модели представлена описанием трех основных вариантов.
3.1. Эффективное функционирование в рамках заданных параметров без ярко выраженной динамики.
Основные характеристики: устойчивость, стабильность достижения запланированных результатов и т.д.
3.2. Прогресс модели – это педагогически целесообразное развитие модели с устойчивой динамикой достижения изменяющихся цели и задач.
Основные характеристики: гибкость, адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям, наличие перспективы с опережением актуальной ситуации.
3.3. Регресс модели - нежелательные, с педагогической точки зрения, изменения с устойчивой негативной динамикой.
Основные характеристики: формализм, закостенелость форм и методов, их использование без учета изменения субъекта и обстоятельств.
Дополнительный прием - графическое описание – визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.
Критерии оценки эффективности функционирования модели
Объекты:
1. Организация, реализующая программу
2. Потребители программы
1. Программа
2. Принципы и содержание взаимодействия (коммуникаций)
Структура объектов
I. Организация, реализующая программу в условиях конкретной социальной среды
Субъект 1. Группа людей, которая характеризуется:
· харизматичностью лидера (лидеров)
· узнаваемостью (традиционностью) структуры или новой структурой внутренних связей
· принципами внутреннего взаимодействия: профессионализмом, адекватностью программе
· принципами взаимодействия с внешними структурами (партнерство, альтернатива, обособленность)
· структурированием внутреннего взаимодействия (спонтанное, целевое по задачам)
· реагированием на внешние изменения (адаптивность программ, оперативная перестройка структуры): при самодостаточности – бюрократизация и самораспад
Субъект 2. Цель
Субъект 3. Внутренняя структура
· привлекательность для вхождения в нее других людей
· принципы выстраивания иерархии отношений и самой структуры
· система внутренних связей (эффективность выполнения обязательств и стабильность)
· гибкость внутренних и внешних связей (готовность к трансформации без напряжения)
· система обучения персонала
· комфортность персонала в напряженных условиях работы
· к человеческому, общественному, социально-политическому окружению
· развивающимся технологиям
II. Потребители
Оцениваются при проектировании деятельности организацией.
СТРУКТУРА СВЯЗЕЙ
Программа
1. Содержание, включая цель и задачи
2. Принципы (методология), технологии и методики
3. Формы деятельности
4. Временные (сроки) ресурсы реализации
5. Программируемые кадры
6. Методическое сопровождение
7. Материально-техническое обеспечение
2. Система поддержания привлекательности
3. Внутренние основы и перспективы для сохранения и развития
4. Гарантии вовлеченности и погруженности участников
5. Многоплановость участия
6. Стабильность в условиях развития социальной среды
Критерии оценки устанавливает социальная среда степенью востребованности модели