Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 28.04.2024, 05:53 |
МОУ "СОШ №7" г.Чистополь,РТ | |
Приветствую Вас Гость |
|
Модели ученического самоуправленияСхема описания моделей ученического самоуправления (составила Шаповалова Н.А., методист кабинета проблем воспитания по материалам Прутченкова А.А.) При описании моделей ученического самоуправления раскрываются: Внутренняя структура модели представлена системой блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии. 1.1. Блок целеполагания – это формулировка цели и основных задач, которые решаются данной моделью с помощью самоуправления, а также ценностные ориентации и идеологию, заложенную в модели. 1.2. Позиционный блок – это общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогически и родительским самоуправлением. 1.3. Организационный блок – это выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня. 1.4. Нормативно-правовой блок – дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего, это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. 1.5. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления. 1.6. Технологической блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности. II. Внешние атрибуты модели В число внешних атрибутов модели включены: система критериев, позволяющих описать качество модели, система критериев оценки эффективности ее функционирования, а также описание механизма управления и условий эффективного функционирования модели. 2.1. Критерии оценки качества модели – это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию (статический аспект). 2.2. Критерии оценки эффективности функционирования модели – это система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования (динамический аспект), в том числе: накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного). 2.3. Управление моделью – это описание основных этапов управленческого цикла (анализ, планирование, реализации, коррекция, оценка), реализуемых субъектом управления моделью. 2.4. Условия эффективного функционирования модели – это описание социально-психологических и педагогических условий необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью. III. Динамика развития модели Динамика развития модели представлена описанием трех основных вариантов. 3.1. Эффективное функционирование в рамках заданных параметров без ярко выраженной динамики. Основные характеристики: устойчивость, стабильность достижения запланированных результатов и т.д. 3.2. Прогресс модели – это педагогически целесообразное развитие модели с устойчивой динамикой достижения изменяющихся цели и задач. Основные характеристики: гибкость, адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям, наличие перспективы с опережением актуальной ситуации. 3.3. Регресс модели - нежелательные, с педагогической точки зрения, изменения с устойчивой негативной динамикой. Основные характеристики: формализм, закостенелость форм и методов, их использование без учета изменения субъекта и обстоятельств. Дополнительный прием - графическое описание – визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления. Критерии оценки эффективности функционирования модели
1. Организация, реализующая программу 2. Потребители программы 1. Программа 2. Принципы и содержание взаимодействия (коммуникаций) Структура объектов I. Организация, реализующая программу в условиях конкретной социальной среды Субъект 1. Группа людей, которая характеризуется: · харизматичностью лидера (лидеров) · узнаваемостью (традиционностью) структуры или новой структурой внутренних связей · принципами внутреннего взаимодействия: профессионализмом, адекватностью программе · принципами взаимодействия с внешними структурами (партнерство, альтернатива, обособленность) · структурированием внутреннего взаимодействия (спонтанное, целевое по задачам) · реагированием на внешние изменения (адаптивность программ, оперативная перестройка структуры): при самодостаточности – бюрократизация и самораспад Субъект 2. Цель Субъект 3. Внутренняя структура · привлекательность для вхождения в нее других людей · принципы выстраивания иерархии отношений и самой структуры · система внутренних связей (эффективность выполнения обязательств и стабильность) · гибкость внутренних и внешних связей (готовность к трансформации без напряжения) · система обучения персонала · комфортность персонала в напряженных условиях работы · к человеческому, общественному, социально-политическому окружению · развивающимся технологиям II. Потребители Оцениваются при проектировании деятельности организацией. СТРУКТУРА СВЯЗЕЙ Программа 1. Содержание, включая цель и задачи 2. Принципы (методология), технологии и методики 3. Формы деятельности 4. Временные (сроки) ресурсы реализации 5. Программируемые кадры 6. Методическое сопровождение 7. Материально-техническое обеспечение 2. Система поддержания привлекательности 3. Внутренние основы и перспективы для сохранения и развития 4. Гарантии вовлеченности и погруженности участников 5. Многоплановость участия 6. Стабильность в условиях развития социальной среды Критерии оценки устанавливает социальная среда степенью востребованности модели |
|
Copyright MyCorp © 2024 |